История заводского комплекса «КАМАЗ»

Предприятие «КАМАЗ» основано в 1969 году по постановлению ЦК КПСС как комплекс заводов по выпуску большегрузных машин. Вариантов размещения такого производства было несколько десятков, но выбор остановили на небольшом городе Набережные Челны из-за его удачного географического положения и близости различных транспортных путей.

Для завода заказы выполняли более 2000 предприятий, на строительной площадке работало более ста тысяч человек, съехавшихся со всего Союза. В оснащении предприятия задействовали самое современное по тем временам оборудование, в том числе именитых иностранных компаний: «Либхер», «Камацу», «Хитачи», «Рено», «Сикаст» и др.

Площадь, которую занял заводской комплекс, достигала 57 кв.км. Благодаря большой стройке и новым рабочим местам Набережные Челны ежегодно принимали по 30-40 тыс.человек, и сейчас население города достигло уже полумиллиона. До строительства «КАМАЗа» здесь проживало 27 тысяч человек. Помимо трудоустройства, завод обеспечивал людей жильём, медицинскими и социальными учреждениями, строились спортивные и досуговые объекты. Создавался научный и промышленный центр, развивалась пригородная сельскохозяйственная зона.

В 1976 году в эксплуатацию ввели первую очередь камского автозавода, а через год был выполнен первый план с опережением и составил 15 000 грузовиков. Вторую очередь сдали в 1981 году, а через пару лет появилась фирма «КАМАЗавтоцентр», через которую осуществлялось гарантийное обслуживание, ремонт и поставка запчастей для техники. К концу 80-х годов в её составе насчитывалось уже 210 автоцентров.

В 1987 году на камском автозаводе начался выпуск «Оки», а через 7 лет запущен собственный завод по выпуску малолитражек мощностью 75 000 машин в год.

В 1988 году на предприятии создали спортивную команду «КАМАЗ-мастер», которая не раз становилась победителем раллийных соревнований.

Было подсчитано, что за первые 10 лет своей работы «КАМАЗ» окупил все капиталовложения в его строительство.

1993 год стал поворотным моментом в работе всего предприятия. В апреле произошел пожар на моторном заводе, который молниеносно уничтожил площади со всем оборудованием и производственными мощностями. Комплекс восстанавливали в рекордные сроки, и уже в декабре того же года работа возобновилась на заводе двигателей.

Через три года на заводе выпустили опытный образец самосвала КАМАЗ 6520, ставшего базовой моделью нового семейства. В 2000 году презентовали новый автобус НефАЗ-5299.

В 2005 году КАМАЗ создаёт совместное предприятие с немецким концерном ZF, позже — с американскими Cummins и Federal Mogul, немецкой Knorr-Bremse.

В 2008 году немецкий концерн «Daimler AG» приобрёл 10% уставного капитала предприятия, сейчас она выросла до 15%. С этой компанией также созданы совместные производства, чуть позже появились коллаборации с индийскими и австрийскими коллегами.

2010 году на заводе начался массовый выпуск грузовиков с рестайлинговыми кабинами. А в 2012 году с конвейера сошёл 2-миллионный грузовик.

В 2015 году открылся завод по выпуску грузовиков и автобусов на газовом топливе.

За эти годы предприятие и его продукция завоевала немало наград, не останавливается в развитии и продолжает тесное сотрудничество с зарубежными компаниями. На камском предприятии выпущено более 2 млн грузовиков и почти 3 млн двигателей. Техника "КАМАЗ" применяется более чем в 80 странах мира. В России и СНГ каждый третий грузовик с полной массой от 14 до 40 тонн — именно "КАМАЗ".